Ужесточение конкуренции на рынке образовательных услуг заставляет российские вузы повышать свой престиж с помощью социальных сетей. Агентство логистики идей “Интериум” составило рейтинг эффективности присутствия университетов в социальных медиа. Первое место занял Финансовый университет при Правительстве РФ, МГУ не попал пятерку лучших.
Методология составления рейтинга
Для составления рейтинга эффективности присутствия высших учебных заведений в социальных медиа было проведено исследование количественных и качественных показателей представленности вузов в социальных сетях Вконтакте и Facebook за два периода: с 13 по 26 апреля 2015 года и с 27 апреля по 8 мая 2015 года, а также уровня их упоминаемости в этих социальных сетях за период с 1 февраля по 15 мая.
В итоговый рейтинг включены только вузы, имеющие представительства хотя бы в одной социальной сети (Вконтакте или Facebook) и опубликовавшие хотя бы одно сообщение за два исследуемых периода.
Основной фокус исследования заключался в том, чтобы определить активность вузов в социальных сетях и качество ведения диалога с аудиторией. Поэтому при составлении рейтинга были приняты во внимание следующие характеристики:
– количество социальных сетей
– количество участников
– коэффициент изменения активности
– количество лайков и репостов за два исследуемых периода
– общее количество упоминаний вузов в социальных медиа с 1 февраля по 15 мая
– основной контекст упоминаний за исследуемый период (позитивный, негативный, нейтральный)
– наличие диалога с абитуриентами и соискателями.
Для составления рейтинга были использованы следующие характеристики.
Количество социальных сетей. Социальные сети присутствия вузов определялись на основании информации, указанной на официальных сайтах учебных заведений. В случае отсутствия на официальном сайте ссылок на группы/страницы в социальных сетях поиск также осуществлялся с помощью навигации в Facebook и Вконтакте. Эта характеристика не была учтена напрямую, а повлияла на расчет других показателей.
Количество участников. Количество участников определялось по числу подписчиков на новости официальной группы или официальной страницы.
Коэффициент изменения активности. Обобщенный коэффициент изменения активности за два периода исследования определялся с целью установить, насколько активность вузов в социальных медиа зависит от приближения вступительных экзаменов. Рассчитывался в два этапа. На первом этапе была измерена разница между количеством сообщений каждого вуза за период с 27 апреля по 8 мая 2015 года и 13 по 26 апреля 2015 года – отдельно в социальной сети Facebook и отдельно в Вконтакте. На втором этапе два показателя были суммированы друг с другом.
Количество лайков и репостов за два периода исследования. Эти параметры были выбраны и измерялись в качестве соответствия содержания его сообщений интересам и потребностям аудитории (среднее количество лайков и репостов по отношению к числу сообщений за день).
Общее количество упоминаний вузов в социальных медиа. Общее количество упоминаний в социальных медиа замерялось с использованием Яндекс.блогов и сервиса мониторинга. Учитывались сообщения и комментарии в социальных сетях Facebook и Вконтакте.
Наличие диалога. Определялось по скорости и содержанию ответа на сообщение, размещенное с этой целью на официальной странице.
Наличие англоязычных групп. У некоторых вузов названия групп в социальных сетях двойные, т.е. в названии группы наименование вуза присутствует на русском и на английском языках. В целях составления рейтинга англоязычными группами считались группы с названием только на английском языке.
Общий контекст упоминаний в социальных медиа по результатам исследования был принят за нейтральный и в составлении рейтинга не использовался.
Методика составления рейтинга
В рейтинг включены 88 вузов, имеющие официальные группы или страницы в социальных сетях ВКонтакте и Facebook и публиковавшие там сообщения хотя бы в один из исследуемых периодов.
Учитывались следующие коэффициенты: среднее количество like/нравится к числу сообщений, среднее количество репостов к числу сообщений.
Упоминания вузов в социальных медиа в основном представляют собой репосты публикаций CМИ, косвенно указывают на отношение аудитории, и поэтому также были учтены в определении итогового значения.
Активность вузов в ответах на тестовые вопросы к ним в социальных сетях оценивалась по скорости реагирования, точности, полноте ответа и степени персонализированности отвечающего (вуз или конкретный человек).
Рейтинг вузов – 2015
Лидирующее положение в социальных сетях принадлежит Российскому университету дружбы народов, со значительным отставанием (более 100 баллов) второе место занимает Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Разница между серебряным призером и Московским авиационным институтом, занявшим третье место, еще ощутимее – более 200 баллов. Далее количество баллов среди участников рейтинга распределяется более равномерно.
В ходе исследования была изучена реакция вузов и их представителей на вопросы аудитории. Вопросы отправлялись всем исследуемым вузам как в сообществах социальных сетей, так и с помощью обратной связи на сайте или указанной электронной почты.
Лидерами по степени отзывчивости стали Пермский государственный национальный исследовательский университет и Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова. Эти вузы уже в день обращения предоставили точные ответы от конкретных представителей университетов.