Главная > Новости > Члены IABC/Russia обсудили отличительные особенности ценностных ориентаций россиян

26 ноября состоялось пятое заседание Социологического клуба IABC/Russia. На этот раз предметом клубной дискуссии стали глобальные тренды ценностных ориентаций и их зависимость от культурного наследия, экономического и социального развития. Гостем клуба стал Эдуард Понарин, заведующий лабораторией сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, который рассказал об уникальном глобальном исследовании ценностей — World Value Survey, являющимся международным исследовательским социологическим проектом, проводимым под руководством Рональда Франклина Инглхарта. С 1981 года проводятся регулярные опросы респондентов из многих стран (в последние годы около 100), в ходе которых затрагиваются вопросы религии, политики, миграции, национализма и благополучия в сравнительной количественной перспективе. Данная работа позволяет понять динамику ценностных изменений населения разных стран и объясняет, почему в странах, где преобладают светские ценности и стремление к самовыражению, выше наблюдается уровень удовлетворённости жизнью.
Рональд Инглхарт и Кристиан Вельцель разработали концепцию модернизации, в соответствии с которой экономическое развитие ведет к увеличению экономической и физической безопасности, а затем к осознанию важности свободы и демократических институтов. На протяжении большей части истории человечества, когда главной заботой было обеспечение пропитания, неравенства практически не существовало. Только в аграрных обществах стали явными различия между элитами и массами, что привело к уменьшению свободы. Индустриализация и рост экзистенциональной защищенности способствовали переходу от традиционных к светско-рациональным ценностям. Второй этап модернизации связан с переходом от ценностей выживания к ценностям самовыражения. После удовлетворения базовых материальных потребностей общества становятся более открытыми, толерантными, увеличивается межличностное доверие, развиваются демократические институты.
Согласно эмпирическим данным, приверженность светско-рациональным ценностям и ценностям самовыражения различается в зависимости от культурной зоны и связана с ростом ВВП. Наиболее модернизированными являются протестантские страны Европы, наименее — страны Африки и Южной Азии. На постсоветском пространстве преобладают ценности выживания, тогда как светско-рациональные ценности развиты в средней степени. В Латинской Америке распространены традиционные ценности и ценности самовыражения.
Субъективное благополучие растет с увеличением ВВП на душу населения. Тем не менее здесь имеется такая же взаимосвязь, как и в случае с формированием ценностей. Вначале рост носит более стремительный характер, но после удовлетворения базовых потребностей дальнейший рост ВВП ведет к очень скромному увеличению уровня счастья. При этом рост безопасности ведет к расширению свободы выбора, которую люди начинают ценить не меньше денег. В свою очередь, расширение свободы выбора повышает уровень счастья. В постсоветских странах субъективно оцениваемое благополучие ниже, чем можно было бы предположить по уровню ВВП на душу населения. Для жителей Латинской Америки, напротив, характерны относительно высокие субъективные оценки благополучия.
Всемирное исследование ценностей позволяет показать динамику ценностей во многих странах с 1981 по 2011 годы. Удалось выявить, что большинство стран движется в сторону ценностей самовыражения и светско-рациональных ценностей. Однако имеется ряд исключений, самое заметное из которых — Россия. В России сегодня намного сильнее выражены традиционные ценности, также произошел некоторый сдвиг в сторону ценностей выживания. Смещение в сторону традиционных ценностей наблюдается в посткоммунистической Европе (в том числе России), Латинской Америке и Африке.
Эдуард Понарин рассказал также об отличительных особенностях россиян, подчеркнув влияние краха СССР и социалистической системы на ценностные ориентации населения страны.
Так, в России субъективное благополучие все же связано с ВВП на душу населения. При этом с 1986 по 1999 год уменьшение доли счастливых несколько опережало снижение подушевого ВВП. Затем, в связи с начавшимся экономическим развитием, можно было наблюдать рост субъективного счастья, который продолжается до сих пор. Однако в России сильны межпоколенческие различия по субъективному благополучию. «В отличие от западных стран, наиболее счастливыми в России, ощущают себя молодые люди до 35 лет, в то время как старшее поколение, выросшее и сформировавшееся в СССР, чувствует себя менее комфортно. Развал СССР “навечно” понизил счастье в старших (советских) поколениях россиян, в то время как счастье младшего поколения россиян, лучше приспособленного к новым условиям, растет пропорционально росту экономики. Однако даже сейчас только лишь у части молодежи ценности самовыражения преобладают над ценностями выживания».
Эдуард Понарин также обратил внимание, что, согласно данным исследования, не смотря на то, что Россия — светское государство, сейчас можно наблюдать рост религиозности, что объясняется необходимостью заполнить духовных вакуум, образовавшийся после краха коммунистической идеологии. «Религиозное общество, как правило, придерживается более традиционных ценностей, в нем нет стремления к изменению существующего порядка, в то время как общество, придерживающееся светских ценностей, более склонно к самовыражению и развитию».
Следите за деятельностью ассоциации на страничке IABC/Russia в Facebook http://www.facebook.com/#!/IABC.Russia и на сайте www.communicators.ru, а также в группе Социологического клуба в Facebook http://www.facebook.com/#!/groups/475605615797267/.
Об IABC
Международная ассоциация бизнес-коммуникаторов (IABC) — сообщество профессионалов, обеспечивающих позитивные изменения в бизнесе и обществе за счет управления каналами коммуникации. Ассоциация основана в 1970 году и к настоящему времени объединяет более 15000 членов приблизительно в 80 странах мира. Российское отделение IABC/Russia основано в 2001 году. Сейчас пост президента занимает Наталия Мандрова, генеральный директор Агентства корпоративных и финансовых коммуникаций Primum.
Узнать об условиях и преимуществах членства вы можете на сайте: www.communicators.ru. Для оформления членства заполните анкету на сайте: https://secure.iabc.com/join.
Социологический клуб IABC/Russia
Основная задача Социологического клуба IABC — знакомство профессионалов отрасли с актуальными социологическими данными и внедрение качественной социологической экспертизы в практику управления коммуникационными программами в самых разных областях. Участие в заседаниях открыто для всех членов IABC.