Отчет Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью, апрель 2009

В 2007-2008 годах российский PR рынок очень активно развивался. Рост составил $750 миллионов (c $1.75 миллиарда в 2007 году). Однако по прогнозам АКОС в 2009 году объем рынка снизится на 28% и составит $1.8 миллиарда. В 2009 году PR бюджеты компаний автомобильного и строительного секторов сократятся на 80%. В меньшей степени — на 15-20% — в категории FMCG и в проектах государственных предприятий. Более оптимистичен прогноз в отношении бюджетов фармацевтического и IT секторов, которые или сократятся незначительно, или останутся на уровне 2008 года.

«Российский рынок PR в 2008 году достиг показателя в $2.5 миллиарда – это на 43% больше, чем в 2007 году. Рост мог бы быть еще более заметным, если бы не влияние экономического кризиса. – говорит Елена Фадеева, Председатель АКОС, Генеральный директор Fleishman-Hillard Vanguard. – Мы ожидаем в 2009 году падения объема рынка до уровня 2007 года. Однако некоторые направления отрасли (виды PR**) активно востребованы и в нынешней ситуации, например, 2009 год показывает рост маркетингового PR в секторе B2C, корпоративных и антикризисных коммуникаций. Вместе с тем сократится спрос на маркетинговый PR в секторе В2В».

В прошлом году доля затрат на PR в среднем составляла менее 10% общих затрат компаний на продвижение. При этом в отдельных секторах, в первую очередь, непроизводственных (финансы и кредит, услуги для бизнеса), а также IT и телекоммуникациях, она составляла 20-30%.

Доля аутсорсинга (использования PR агентств) оставалась достаточно устойчивой в течение 2007–2008 годов и сохранится на прежнем уровне в 2009 году. Средняя доля бюджета на аутсорсинг в крупных компаниях составляла 40-41% в 2007 году, 37-38% в 2008 году и по прогнозу останется на прежнем уровне в 2009 году. В компаниях из разных отраслей этот показатель существенно различается – от 5 до 20% PR бюджета. Высокая доля аутсорсинга (80-90%) наблюдается лишь в крупных западных корпорациях, работающих в России.

Прирост рынка PR услуг в России в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 25% ($800 миллионов в 2007 году) и достиг $1 миллиарда***. Согласно докладу Международной ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO), в 2007 году Россия заняла третье место по темпам роста, уступая лишь Турции и Индии. При этом в 2007 году объем крупнейшего мирового рынка PR услуг  – рынка США – составил $4 миллиарда. В 2009 году по предварительным прогнозам российские показатели объема рынка PR услуг упадут до цифры в $700 миллионов.

Большинство PR агентств предоставляет широкий спектр услуг своим заказчикам. Уникальными, редко представленными услугами являются: коммуникации в области здравоохранения, коммуникации с инвесторами, PR сопровождение арбитражных споров, судебных процессов, корпоративной социальной ответственности, PR поддержка спортивно-массовых мероприятий и PR сопровождение выставочной деятельности. Объем агентских гонораров/вознаграждений за 2008 год оценен в диапазоне от $200 до $500 миллионов. Доля «неинституционализированных» консультантов составит $30 – 80 миллионов.

В 2009 году компании планируют использовать следующие виды PR: PR  сопровождение маркетинга B2C (61%), корпоративные коммуникации (60%), внутренние коммуникации (57%), кризисные и финансовые коммуникации (50%), PR сопровождение маркетинга B2B (43%) и внешние связи (36%).

Средняя доля в бюджетах различных видов PR** в 2008 году:

Вид PR

Средняя доля в PR-бюджете компаний, %

Средняя доля в бюджете PR-агентств, %

 PR-сопровождение маркетинга В2С

25

22

 PR-сопровождение маркетинга B2B

10

18

 Корпоративные коммуникации

13,5

20

 Финансовые коммуникации

13

5

 Внешние связи

 

18,5

17

 Кризисные коммуникации

8

10

 Внутренние коммуникации

 

12

8

 Примечания.

* Объем рынка PR – совокупные бюджеты компаний на PR в России, включая реализацию кампаний как с использованием PR агентств, так и силами PR служб/пресс-служб корпораций. В этом показателе включены все расходы на PR, в том числе на работу PR специалистов и расходы третьих лиц, необходимые для реализации PR кампаний, например, аренда площадок для проведения мероприятий, производство сувенирной продукции и т.п.

** Виды PR – классификация видов PR согласно The Paul Holmes Report, применяемая при составлении рейтингов.

*** Объем рынка PR услуг – рынок услуг, оказываемых агентствами, включая гонорары агентств и накладные расходы третьих сторон.

Оценка рынка PR основана на сочетании результатов исследования рынка PR в России, проведенного в ноябре 2008 – марте 2009 годов исследовательским отделом  агентства “НИККОЛО М” по заказу Ассоциации компаний-консультантов в области связей с общественностью и оценок экспертов АКОС. Это первое исследование объема рынка PR в России.