3Z1A2274_m_cropped_small
Серия интервью с лидерами индустрии:
Пол Холмс: Рады вновь приветствовать Россию в рейтинге Holmes Report

События отрасли

  • Август 2018
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031EC
  • Наши партнеры

    Информационные партнеры

    Подписаться на рассылку RSS
    Главная / Блог / Тенденции развития шеринговой экономики

    Тенденции развития шеринговой экономики

    Share
    Sharing+Economy

    Нет никаких сомнений в том, что концепция совместного использования приходит на смену классическим моделям потребления, создавая новую рыночную парадигму – шеринговую экономику.

    Люди все чаще вступают в разные формы экономического шеринга, будь то использование Uber или бронирование проживания через Airbnb. Темпы роста экономики, при которой человек превращается в поставщика услуг, превышают 25% в год.

    Эксперты международного PR-агентства Grayling делятся своими размышлениями о перспективах развития новой модели экономического развития и выделяют три важных аспекта этого феномена:

    • вытеснение концепции обладания концепцией пользования в поведении потребителя;
    • возрастающая роль государственного регулирования в решении проблемы доверия к новой экономической модели;
    • позитивное воздействие экономики шеринга на благосостояние общества.

    ***

    Ян МикулинЯн Микулин, глобальный директор по онлайн-маркетингу, Grayling: Многие считают, что приход на рынок таких крупных игроков шеринговой экономики, как Uber и Airbnb, означает конец капитализма в его существующей форме. Однако кое-что они упускают, ведь деньги продолжают переходить из рук в руки!»

    Ни одна из вышеназванных компаний (и многих других в данном сегменте) не владеет продукцией или ресурсами, благодаря которым они оказывают свои услуги. Вместо этого они выступают посредниками в обеспечении доступа потребителей к таким услугам.

    Некоторые эксперты утверждают, что успех новых экономических гигантов стоимостью более миллиарда долларов говорит о том, что шеринговая экономика пришла на смену традиционным моделям бизнеса. На самом же деле, данные компании просто доказывают, что обладание неким ресурсом уже не обязательное условие успешного бизнеса или благополучия покупателя. Фактически они наглядно демонстрируют движение от модели обладания к модели доступа, в то время как сам рынок движется от концепции потребления к концепции использования.

    Позитивный момент очевиден – происходит смещение в сторону децентрализации и демократизации способов получения дохода и достижения финансового благополучия. Скачок от централизованной коммерции к индивидуальному пользовательскому опыту означает, что компании во всех активностях будут постоянно держать в фокусе конечного пользователя своих услуг, его желания, устремления и потребности.


    Поколение Х в свое время обсуждало идеи, которые миллениалы сейчас претворяют в жизнь. Уничтожив формулу обладания, они положили начало эпохе, в которой пользователь окончательно вытеснил потребителя.

    Ян Микулин


    Индивидуальные предприниматели с коммерческой хваткой и видением на перспективу смогут идентифицировать, создавать, занимать и реализовывать потенциал ниш, которые дадут людям уникальный личный опыт. Будь то предмет одежды на один сезон или приключение, которое запомнится на всю жизнь, – крупные бренды потеряют монополию на рынке. Это создаст бесчисленное количество возможностей для предпринимателей и компаний, а также благоприятные условия для нишевого бизнеса, решающего локальные проблемы, но при этом полноценного, прибыльного и вполне жизнеспособного.

    Говоря о негативных последствиях, изменения экономической модели будут на руку искателям легких денег. Возникает опасность появления компаний-однодневок, которые готовы пожертвовать качеством ради быстрой наживы. Например, недобросовестное отношение к организации поставок может обернуться катастрофическими последствиями – как это было с кустарным производством в Бангладеш, которое привело к потерям для бизнеса Bon Marche, Primark и других брендов.

    Можно было бы предположить, что именно крупные компании будут вести себя недобросовестно, создавая из объемов бизнеса и сложности операций некую дымовую завесу. Однако реальная опасность исходит от небольших игроков, использующих ресурсы таких компаний и брендов, пока сами не встанут на ноги. Конечно, в любом виде предпринимательской деятельности существуют подобные риски.

    Главный недостаток шеринговой экономики в том, что люди не всегда быстро адаптируются к стремительно меняющимся реалиям и не всегда вовремя замечают новые возможности. Возможности – при правильном использовании – более справедливого распределения источников дохода и создания более представительной и устойчивой экономической парадигмы.

    Давид СимонДавид Симон, глава отдела по работе с государственными органами в испанском офисе Grayling: Этот процесс имеет три основные причины: глобальный экономический кризис, появление новых доступных технологий и снижение доверия потребителя к крупным корпорациям. Вопрос доверия оказывается одним из главных камней преткновения для стартапов. Согласно исследованиям, количество тех, кто считает, что большинству людей можно верить, со временем сокращается (19% из тех, кто родился между началом 1980-х и началом 2000-х гг., против 31% поколения 1960-1980-х гг.). Если эта тенденция получит дальнейшее развитие, новым игрокам рынка, борющимся за доверие потребителя, придется несладко.

    Доверие играет ключевую роль в развитии шеринговой экосистемы. Sorted, британский онлайн-сервис для частных лиц, желающих продать свои услуги, – лауреат престижных конкурсов, акселераторов и премий. Но клиенты не торопились использовать его, когда за оказанные им услуги можно было заплатить только с мобильных устройств, поэтому владельцам пришлось ввести опцию оплаты через сайт. «Клиенты все еще с опаской относятся к транзакциям через мобильные приложения», – признает Джеймс Перси, основатель Sorted.


    Доверие к шеринговой экономике – вопрос, который необходимо решать только с помощью госрегулирования.

    Давид Симон


    Что касается госрегулирования, то, например, в Испании Национальная комиссия по рынкам и конкуренции (CNMC) выпустила отчет, направленный на устранение барьеров против деятельности таких сервисов, как Uber, Airbnb и BlaBlaCar. Комиссия заняла благосклонную шеринговому бизнесу позицию, привлекая такие регионы, как Мадрид, Канарские острова, Малага и Кордова, к ответу за введенные ими ограничения для этих и им подобных сервисов.

    Модель шеринговой экономики демонстрирует подход к организации бизнеса, отличный от традиционных форм экономической деятельности. Европейским регуляторам следует адаптировать законодательство таким образом, чтобы способствовать укреплению доверия потребителя к новым формам организации бизнеса.

    В США многие компании понимают связь между контролем над поставщиками и пользователями услуг и пользовательской удовлетворенностью. К примеру, водители такси-стартапа Lyft проходят специальную проверку и получают одобрение ментора.

    Экономика шеринга основана на доверии, а ее эффективность во многом зависит от уровня развитости законотворческого процесса.

    Даньел ЭлгебрандтДаньел Элгебрандт, глава отдела по работе с государственными органами (офис Grayling в Стокгольме): Как и любая технологическая инновация, шеринговая модель бизнеса создает существенные преимущества для экономики. Она способствует наиболее эффективному использованию ресурсов (которые в противном случае расходовались бы фактически впустую) и появлению рабочих мест в сфере обслуживания, снижая уровень безработицы. Шеринг становится предметом экспериментов – например, один шведский блогер запустила проект 366 Days of Sharing, в рамках которого она каждый день в течение года в том или ином виде использует шеринг-услуги и делает записи о своих впечатлениях.

    Конечно, некоторые сектора и компании ощутят на себе негативный эффект от такой инновации, но в основном в краткосрочной перспективе. Точно так же, как регулируются процессы диджитализации и глобализации, вопрос необходимо решать через конструктивный диалог с государственными органами и ведущими работодателями в соответствующих регионах.


    Весь потенциал экономики шеринга пока крайне сложно оценить. Основываясь на существующем опыте, полагаю, он будет гораздо масштабнее, чем нам сейчас представляется.

    Даньел Элгебрандт


    Полагаю, что самый главный фактор успеха с регуляторной точки зрения – способность устранять существующие барьеры для нового рынка и внутри него, не создавая новых. Как правило, эффективные регуляторы придерживаются принципов прозрачности и нейтралитета, но, конечно, есть отрасли и сектора, в которых существуют определенные сложности, и внешние факторы, требующие отдельного рассмотрения и принятия специальных мер.

    Если бы я выступал в качестве регулятора, то поддерживал бы тесный контакт с предпринимателями из шерингового сектора, прислушивался к их проблемам и идеям. Аналогично, если бы у меня был свой шеринг-стартап, то в первую очередь убедился бы, что и я сам понимаю, и мои юристы понимают, как политики на локальном, региональном и национальном уровне относятся к шеринговой модели в целом.

    Какие страны выиграют от экономики шеринга больше других, зависит от того, чьи правительства быстрее и эффективнее адаптируются к изменениям и приведут в соответствие свое законодательство. В современной истории препятствия новым формам бизнеса не приносят ничего хорошего.

    ***

    Безусловно, шеринг в настоящий момент является нишевым явлением и не претендует на позиции классических форм бизнеса. Однако успешные примеры такой модели и изменения в поведении аудитории заставят организации пересмотреть отношение к своим активам.

    Для завоевания новой аудитории и удержания существующих клиентов компании будут активнее сотрудничать с государственными органами. А регуляторы, в свою очередь, должны содействовать более эффективному функционированию нового рынка, понимая все социально-экономические выгоды инновации.

    Конечно, у шеринговой модели существуют свои недостатки и риски, однако ее позитивный вклад в развитие общества и повышение его благосостояния невозможно переоценить.

     

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *